https://vesti.zp.ua/news/view/1516

.

Обнародованы схемы по сокрытию доходов, а также список чиновников и судей Запорожской области, которые потенциально могут скрывать свое имущество [ВИДЕО]

25 июня 2016 [12:34]

Согласно проанализированных деклараций у мэра и губернатора официально работают заместители «бомжи», а запорожские судьи, представители Национальной полиции и фискальных органов являются обладателя недвижимости, банковских счетов, автомобильных парков и земельных участков, которое не всегда соответствует заработной плате.


Таковы итоги озвученного в пресс-центре информационного агентства «Вести-Информ» мониторинга о соответствии реального образа жизни высокопоставленных чиновников с их декларациями о доходах, проводимого при поддержке Международного фонда «Вiдродження». Председатель общественной организации «Днепропетровский координационно-экспертный центр по вопросам регуляторной политики» Алексей Андреев констатирует: в Украине до этих пор так и не заработала статья 368-2 Уголовного кодекса - незаконное обогащение. Хотя изменения в УК Украины внесли еще в 2011 году, во исполнение наших международных обязательств. 
 
«Однако введение реальной ответственности возможно только при условии введения электронных деклараций о доходах чиновников, - подчеркивает Алексей Андреев. – До 2014 года, за непредставление декларации по месту работы чиновникам грозил лишь символический штраф в размере до 425 гривен». Он добавляет, что переломным моментом на пути к открытости информации по декларациям госслужащих стало принятие в октябре 2014 года пакета антикоррупционных законов. В частности, речь идет о законах «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», «О предотвращении коррупции», «Об основах антикоррупционной политики в Украине на 2014-2017 годы». «Данными изменениями в законодательство предусматривалось и введение с 2016 года электронного декларирования доходов государственных служащих, создание единого реестра деклараций, с предоставлением публичного доступа в этот реестр. Орган контроля - Национальное антикоррупционное бюро Украины, - отмечает Алексей Андреев. - Введение электронного декларирования доходов и расходов чиновников, а также обеспечение их контроля в 2016 году, было предметом договоренностей между Украиной, МВФ и Еврокомиссией. Создание и внедрение новой системы декларирования и мониторинга также находятся в зоне особого внимания Программы развития ООН и Всемирного банка. Однако введение электронных деклараций депутаты Верховной Рады перенесли на один год при принятии Госбюджета-2016. Изменив законы в части сроков введения соответствующих процедур декларирования, что повлекло за собой громкий международный скандал». 
 
Хозяйственный суд не предоставил информацию о декларациях 
 
В рамках мониторинга, по словам Алексея Андреева, изучались доходы первых лиц из запорожской мэрии, облгосадминистрации и облсовета. А также декларации руководителей Национальной полиции, прокуратуры, фискальной службы, и служителей Фемиды из Апелляционного и Административного судов. «Зафиксирован случай ограничения доступа к информации по декларациям, - заявляет Алексей Андреев. - В предоставлении копий деклараций судей нам отказала Елена Вознесенская, руководитель аппарата Хозяйственного суда Запорожской области. Напомню, что отказ в предоставлении копий деклараций является откровенным нарушением требований Закона Украины «О доступе к публичной информации». Согласно закону, декларации госслужащих не являются информацией с ограниченным доступом. По этому поводу нами уже направлены жалобы в Судебную администрацию Украины». 
 
Обеспеченные судьи 
 
Из полученной информации, наибольшие доходы задекларировали судьи из Запорожского окружного административного суда. В частности, судья Запорожского окружного административного суда Ярослава Горобцова декларирует за 2015 год доход в размере 757 тыс. 673 грн. «Из них зарплата - 179 тысяч 247 гривен, - уточняет Алексей Андреев. – Тогда как 575 тысяч гривен - доход от отчуждения имущества, прочее. При отсутствии других членов семьи судья также имеет две квартиры (70 кв.м. и 49,8 кв.м.) и земельный участок - 1200 квадратных метров». 
 
Наибольший доход члена семьи декларирует Александр Нечипуренко, судья Запорожского окружного административного суда. «Годовой доход его супруги составляет 2 млн. 434 тыс. 164 гривны, - говорит Алексей Андреев. - Из них доход от продажи имущества - 2 млн. 120 тыс. гривен, а 314 тыс. 164 гривны - доход от предпринимательской деятельности. В собственности жены судьи земельный участок, жилой дом и две квартиры». 
 
А вот судья Запорожского окружного административного суда Лилия Максименко пользуется задекларированным имуществом на правах безвозмездного пользования. «В частности, Лилия Максименко безвозмездно пользуется автомобилем AUDI A3 2013 года выпуска», - заявляет Алексей Андреев.
 
По итогам информационных запросов наименьший доход за 2015 год задекларировала Юлия Дворная, судья Апелляционного суда Запорожской области. «Годовой доход судьи равняется 12 тысяч 150 гривен, и это при отсутствии дохода у мужа и двоих детей, - подчеркивает Алексей Андреев. - Но в собственности у членов семьи судьи - жилой дом, квартира и два автомобиля». 
 
Необходимо подчеркнуть, что три судьи Запорожского апелляционного суда отметили отсутствие жилой недвижимости не только у себя, но и у членов семей (бездомными являются около четырех от общего числа судей этого суда). Для сравнения, аналогичные случаи в Запорожском окружном административном суде не зафиксированы.
 
Бомжи-чиновники 
 
Аналитик общественной организации «Днепропетровский координационно-экспертный центр по вопросам регуляторной политики» Валерия Юхно заметила: информация о декларациях должностных лиц Запорожской облгосадминистрации предоставлена в неутвержденной форме. В декларациях ничего нет о наличии или отсутствии членов семей чиновников, степени их родства. «В 2015 году происходит практически полная ротация должностных лиц Запорожской облгосадминистрации и органов местного самоуправления, - напоминает Валерия Юхно. - Но привлекает внимание высокий уровень личных доходов, декларируемый должностными лицами на предыдущей работе». 
 
Чиновником с наибольшим официальным доходом является первый заместитель губернатора Дмитрий Давтян, который задекларировал 7 млн. 267 тыс. 85 грн. Из них доход от отчуждения ценных бумаг и корпоративных прав составляет 7 млн. 12 тыс. 643 грн., а 138 тысяч - доход от передачи в аренду. Плюс 59466 грн. – это страховые выплаты, страховые возмещения, выкупные суммы и пенсионные выплаты. Для сравнения, заработная плата, другие выплаты и вознаграждения - 52094 грн. 
 
Мэр Запорожья Владимир Буряк задекларировал годовой доход в размере 3 млн. 703 тыс. 925 грн. в виде заработной платы, других выплат и вознаграждений. А председатель Запорожского облсовета Григорий Самардак, который в 2015 году занимал губернаторское кресло, декларирует 3 млн. 440 тыс. 829,4 грн. Из них 3 млн. 297 тыс. грн. - доход от отчуждения движимого и недвижимого имущества. При зарплате, других выплатах и вознаграждениях - 130 тыс. 822,07 грн. 
 
По словам Валерии Юхно, первый заместитель мэра Запорожья Сергей Мешок, при суммарном доходе в 1 млн. 152 тыс. 906 гривен, владеет только автомобилем Daewoo 1998 года выпуска. «Если верить декларации, ни он, ни члены его семьи, никакого имущества не имеют», - констатирует Валерия Юхно. 
 
Напомним, что супругой чиновника является Ольга Мешок, пресс-секретарь мэра Запорожья Владимира Буряка. 
 
К бездомным чиновникам, со слов Валерии Юхно, также относится и заместитель мэра Анатолий Пустоваров, при суммарном доходе за 2015 год в размере 594 тыс. 311 грн. И Борис Борисов, заместитель губернатора, но уже при суммарном доходе - 52 тыс. 516 грн. «Ни у них, ни у членов их семей не задекларировано недвижимое имущество – дома, либо квартиры», - подводит итог Алексей Андреев. 
 
Банковские счета полицейского и автопарк главного фискала
 
Среди руководителей контролирующих органов региона, на взгляд Алексея Андреева, привлекают внимание информация о том, что члены семьи начальника Главного управления Национальной полиции Виктора Ольховского получили за 2015 год доход в размере 3 млн. 475 тыс. 698 гривен, подавляющую долю которого составляет доход от отчуждения имущества. «Сам же Виктор Ольховский пополнил свой банковский счет на 298 тыс. 814 грн., что превышает его общий годовой доход в размере 206 тыс. 310 гривен, - обращает внимание Алексей Андреев. – При наличии в собственности семьи двух квартир, одного дома и автомобиля, декларант отмечает отсутствие расходов на их содержание». 
 
Из совокупного дохода начальника Государственной фискальной службы в Запорожской области Алексея Кавылина в размере 1 млн. 31 тыс. 301 грн. - доход от отчуждения имущества составляет 950 тысяч гривен. А рыночная стоимость задекларированным чиновником автомобилей (Land Rover, 4400 куб.см. 2013 г.в .; Toyota Camry, 2012 г.в.), превышает два миллиона гривен. 
 
При этом доход членов семьи Елены Фоменко, первого заместителя главного управления Государственной фискальной службы, за 2015 год составил 3 млн. 917 тыс. 347 грн. Из них 2 млн. 40 тыс. 461 грн. - доход от отчуждения имущества, а 1 млн. 446 тыс. 917 грн. - доход от предпринимательской деятельности. 
 
«По нашему мнению, информация в декларации может свидетельствовать о наличии потенциального конфликта интересов у заместителя начальника ГУ ДФС в виде возможности использования властных полномочий в частных интересах, - считает Алексей Андреев. - Имея в своей собственности и членов семьи шесть автомобилей, декларант отмечает отсутствие расходов на их содержание». 
 
Чиновниками умалчиваются расходы на содержание имущества и суммы на банковских счетах 
 
В целом, по словам Алексея Андреева, в ходе изучения содержания деклараций общей тенденцией для всех ветвей власти является отсутствие у подавляющего большинства декларантов информации об их расходах на содержание принадлежащего имущества. А также и отсутствие информации о вкладах в финансовых учреждениях. Кроме этого, декларанты оказались довольно невнимательными и небрежными при заполнении ряда позиций в собственных декларациях: 
 
- в части определения размера подлежащих земельных участков (действующее законодательство требует указание размеров участка в квадратных метрах, но часто декларанты определяют их площадь в гектарах или сотках);
 
- отсутствие полной информации о транспортных средствах декларантов (законодательством предусмотрено, что в декларации должны указываться марка, модель, объем двигателя в кубических сантиметрах, мощность двигателя в киловаттах, длина автомобиля в сантиметрах, год выпуска и расходы на приобретение или пользование). 
 
«В полном соответствии с требованиями действующего законодательства информация предоставлена немногими декларантами, - констатирует Алексей Андреев. – На сегодняшний день, повторюсь, не существует реального наказания для чиновников за подачу неполной информации в декларации. Так как ответственность, для чиновников всех уровней, появится после внедрения системы электронной системы отчетности. Но полученные нами декларации с информацией об отсутствии недвижимости, заслуживают проверку на достоверность. По этой позиции мы обращаемся в НАБУ. Хотим увидеть, как этот орган по борьбе с коррупцией отреагирует на предоставленную информацию». 
 
Элементарные схемы по сокрытию доходов и имущества 
 
К возможным схемам чиновников, по сокрытию своих доходов и имущества, Алексей Андреев относит: 
 
- чиновники не декларируют доходы членов своих семей (граждан, которые ведут с ними совместное хозяйство); 
 
- в декларациях обязательно указываются супруги. В связи с этим все чаще наблюдаются разводы, а чиновники-мужчины даже самостоятельно воспитывают двоих и более детей; 
 
- чиновниками не показываются все расходы, поскольку нет реальных механизмов их отслеживания по итогам декларации; 
 
- многие из чиновников не показывают реальную информацию по банковским счетам, доступ к которым возможен лишь по определению суда в рамках уголовного производства; 
 
- безвозмездное пользование движимым и недвижимым имуществом, когда в декларациях не указываются их реальные собственники (в том числе, члены семьи и близкие родственники);
 
- набирает ход тенденция по декларированию доходов от продажи имущества. 
«Как правило, чиновники, которые получают доход от продажи имущества, владеют еще рядом объектов недвижимости, - подчеркивает Алексей Андреев. - То есть, из деклараций видно, что количество недвижимости является излишним для этой семьи. Опять же, это возможность для легального получения взяток. Так как недвижимость может продаваться по завышенным ценам. Взамен же получается абсолютно легальный доход».
 
Справка «Вести-Информ»: Статья 368-2 УК Украины. Незаконное обогащение 
 
1. Получение должностным лицом неправомерной выгоды в значительном размере или передача им такой выгоды близким родственникам при отсутствии признаков взяточничества (незаконное обогащение) - наказывается штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 
 
2. Незаконное обогащение, если его предметом была неправомерная выгода в крупных размерах, - наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 
 
3. Незаконное обогащение, если его предметом была неправомерная выгода в особо крупных размерах, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества. 
 
Примечание. Неправомерной выгодой в значительном размере считаются денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые без законных на то оснований обещают, предлагают, предоставляют или получают бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной, на сумму, превышающую сто необлагаемых минимумов доходов граждан (с 1 января 2016 года – это 68 тыс. 900 грн.); в крупном размере - на сумму, превышающую двести необлагаемых минимумов доходов граждан (137 тыс. 800 грн.); в особо крупном размере - на сумму, превышающую пятьсот необлагаемых минимумов доходов граждан (344 тыс.500 грн.).
 
«ВЕСТИ-ИНФОРМ»