https://vesti.zp.ua/news/view/498

.

ИНТЕРВЬЮ: Главный инженер ПЖД Юрий Тищенко о стандартах безопасности железнодорожных перевозок для запорожцев

12 апреля 2013 [10:50]

Европейские стандарты скорости, комфорта и безопасности вскоре станут доступны и жителям Запорожья, - уверяет Юрий Тищенко


Юрий Тищенко

Ни одна транспортная тема в последнее время не вызывала таких противоположных мнений, настолько горячих споров, как тема ввода в Украине скоростного движения пассажирских поездов. Недавно заговорили о продлении маршрута электропоезда категории  Интерсити+  сообщением Киев-Днепропетровск до Запорожья. И – мгновенная реакция на новость в СМИ и социальных сетях. Небезразличная, но, к сожалению, слишком обывательская.

Сегодня мы общаемся с главным инженером - первым заместителем начальника ГП "Приднепровская железная дорога" Юрием ТИЩЕНКО, который согласился прокомментировать вопросы, наиболее взволновавшие жителей Запорожского региона.

- Юрий Григорьевич, чем обусловлено решение продлить маршрут скоростного электропоезда "Хюндай", который сегодня курсирует из Киева в Днепропетровск и обратно, до Запорожья?

- Запорожье - один из крупных административных, индустриальных и культурных центров юга Украины. В Запорожской области проживает свыше 2 млн человек, более чем 40% из них – в самом Запорожье. Понятно, что такой густозаселенный и технологически развитый регион нуждается  в мощном транспортном сообщении - железнодорожном в первую очередь, ведь именно железная дорога сегодня является самым доступным и наиболее популярным транспортом на Украине.

Знаете, всякий раз, когда прибывает межрегиональный скоростной экспресс  Интерсити+ сообщением Киев-Днепропетровск, мы, железно-дорожники, наблюдаем, как привокзальная площадь Днепропетровска наполняется автомобилями с запорожскими номерами, многочисленный поток пассажиров от железнодорожного вокзала направляется к автовокзалу. Это заставило нас задуматься: притом, что Запорожье имеет "столичные" поезда местного формирования и транзитные, связь с Киевом, похоже, должна быть более тесной: многие едут в столицу по делам, кого-то влечет туда история или культура города, других - семейные связи, поиск работы и др.

После оценки собственных сил и возможностей решили продлить популярный скоростной маршрут до Запорожья, чтобы сделать европейские стандарты скорости, комфорта и безопасности более доступными для большего числа горожан. Попробуем воплотить эти планы в жизнь уже с введением графика движения пассажирских поездов на 2013-2014 гг.

- Нередко звучит мысль о том, что инфраструктура украинских железных дорог непригодна и даже небезопасна для скоростного пассажирского движения поездов. Так ли это?

- Абсолютно ошибочное мнение. Для внедрения скоростного пассажирского движения «Укрзалізниця», и Приднепровская железная дорога в том числе, выполнили комплекс работ по подготовке железнодорожной  инфраструктуры к высоким скоростям, в частности значительный объем  работ по модернизации и ремонту путей, замене стрелочных переводов,  подготовили контактную сеть, тяговые подстанции, устройства автоматической блокировки и электрической централизации и проч.

Особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности движения.  Фактически все железнодорожные переезды, где скорость движения пассажирских поездов планировалась свыше 120 км/ч, перевели  в категорию с дежурным, остальные - оборудовали звуковой и световой сигнализацией. Ряд пассажирских платформ перенесли на большее расстояние от колеи, по которой будут двигаться  скоростные поезда, обустроили ниши безопасности. Были установлены также системы оповещения пассажиров о прохождении скоростных поездов, на платформах нанесли специальную разметку - цветную полосу, за которую пассажирам опасно заходить во время следования поезда. Это дополнительные расходы, но они необходимы для обеспечения безопасности наших пассажиров.

Такая же подготовительная работа к вводу скоростного пассажирского движения будет выполнена и по Запорожской дирекции железнодорожных перевозок, часть работ уже проведена.

Добавлю, что сегодня на направлениях движения скоростных поездов осуществляется постоянная проверка рельсового хозяйства вагонами-путеизмерителями, специальными вагонами-дефектоскопами и другими мобильными средствами диагностики. По результатам их выездов определяются участки для проведения работ по текущему содержанию пути.  А для визуального контроля состояния пути организованы ежедневные обходы участков опытными монтерами.

Поэтому волноваться по поводу железнодорожной инфраструктуры, задействованной в скоростных перевозках пассажиров, не стоит, - она полностью подготовлена и должным образом содержится.

-  Однако случаи травмирования и гибели людей под колесами скоростных поездов есть. Как Вы прокомментируете эту ситуацию?

- Железная дорога всегда была и остается объектом повышенного риска. И пренебрегать этой данностью крайне опасно. Практически невозможно отгородить колею от окружающего ее мира высоченным забором, причем на всей  протяженности железных дорог. Такого, поверьте, нет негде в мире. Отдельные участки, отдельные маршруты (в основном, новостройки) действительно ограждают, однако идет речь о скоростях значительно выше тех, с которыми двигаются украинские экспрессы.

Есть мнение, что наиболее эффективным было бы развести в разных уровнях железнодорожное и автомобильное движение. Но строить мосты и другие инженерные сооружения повсюду,  где через железнодорожные пути  пролегают автодороги, крайне затратно и не всегда целесообразно, принимая во внимание незначительный поток автотранспорта по многим из них.

К тому же, как свидетельствует практика, ни надземные, ни подземные переходы или переезды стопроцентно не уберегают от беды: пешеходы все равно легкомысленно ходят, а водители ездят там, где им удобно, где они привыкли.

Вот мы и подошли к главному: только здравый смысл, чувство самосохранения способны остановить человека, скажем, от желания перейти железнодорожный путь в неустановленном месте, перед стремительно приближающимся поездом или же под вагонами.

Чтобы бы не быть голословным, приведу лишь несколько цифр. В прошлом году на железнодорожных путях и станциях Запорожской дирекции железнодорожных перевозок травмировались 32 человека, в том числе 20 - смертельно. Ни в одном из этих трагических случаев вины железной дороги не было - людей искалечило или убило собственное пренебрежения элементарными правилами безопасного поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры. Отмечу, что эти правила неизменны и для скоростного пассажирского движения.

- Нередко железнодорожников обвиняют  в том, что они, дескать, неуверенно чувствуют себя в кабинах корейских локомотивов, да и техническое обслуживание нового подвижного состава - исключительно иностранное.

-  Любой опыт - это дело времени и умения. Скажу лишь, что локомотивные бригады скоростных пассажирских поездов прошли специальный отбор, во время которого к претендентам предъявлялись достаточно высокие требования к возрасту, состоянию здоровья и уровню профессионального мастерства, а также специальную подготовку.

Для технического обслуживания украинских экспрессов, которое по договору действительно выполняют специалисты  компании "HYUNDAI Rotem",  построено современное специализированное депо в Харькове и техническая пассажирская станция на Дарнице.

Однако руководство Приднепровской железной дороги рассматривает возможность строительства на своей территории цеха по ремонту и техническому обслуживанию скоростных электропоездов категории Интерсити и Интерсити+.  Необходимость такого цеха очевидна: на нашей магистрали уже в ближайшее время будут эксплуатировать значительную часть имеющегося парка скоростных электропоездов: уже этим летом украинские экспрессы должны соединить "ворота Крыма" - город Симферополь с Днепропетровском, Харьковом и Донецком, а также Киев с Запорожьем.

Да и на месте развитие скоростного движения стоять не будет. Как недавно заявил вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул в интервью изданию  "Forbes-Украина", "у Украины, как и у всего мира, нет другого пути, кроме как перевозить пассажиров скоростными поездами". А значит, надо обеспечивать, чтобы эти поезда исправно работали и служили людям. И это еще один весомый аргумент в пользу нашего замысла.

- Юрий Григорьевич, есть немало сетования на высокую, по сравнению с обычными поездами, цену билетов на скоростные "Хюндаи". Люди побаиваются, что путешествие в столицу с вводом этих электропоездов станет им не по карману.

- За более высокие стандарты сервиса и безопасности, за сокращение времени пребывания в пути, вне всякого сомнения, платить придется больше. Это закон рынка. Однако скоростной электропоезд категории Интерсити+ не заменит, а лишь дополнит имеющиеся "столичные" поезда, которые идут из Запорожья или через него. Это круглогодичные ежедневные поезда №146, №12 и № 40 сообщением Симферополь-Киев, №28 Севастополь-Киев, №72 Запорожье-Киев. А значит, у горожан появится дополнительная возможность выбирать удобное им время, маршрут, категорию поезда и цены, увеличатся шансы добраться в столицу, особенно в праздничные и исходные дни, когда спрос на киевское направление резко возрастает.
        
В конце добавлю: я уверен, что жители Запорожья и всего Запорожского региона вскоре оценят преимущества путешествий скоростными украинскими экспрессами, а также те усилия, которые для ввода скоростного пассажирского движения приложили приднепровские железнодорожники.

Беседовала: Ирина ЖУРАВЕЛЬ