Реформа ЖКХ в Запорожье: кому сегодня выгодно ее прекращение?
Стартовавшей в Запорожье более двух лет назад реформе жилищно-коммунального хозяйства сегодня активно противодействуют: кто, зачем и почему?
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства, которое стартовало в Запорожье в начале 2012 года, «свернулось» в конце 2013. Почти за два года сделано было немало, но, в целом, это только лишь тысячная часть от запланированного. На момент принятия концепции реформирования в необходимости этого процесса не было сомнений.
«Анализируя результаты проведенного социологического исследования, а именно ответ на вопрос о приоритете сферы работы городской власти, можно констатировать, что самой острой, актуальной для горожан, нуждающейся в неотложном решении является жилищно-коммунальная сфера», - считает депутат горсовета Эллина Позднякова-Кирбятьева.
Так, запорожцы длительное время жаловались на работу ПРЭЖО, ведь на ремонты домов практически не выделялись средства, а износ жилого фонда составлял больше 60%. В то же время наблюдался постоянный рост стоимости коммунальных услуг.
Все попытки реформирования системы в предыдущие годы сводились к переименованию учреждений ЖКХ и увольнению сотрудников. Так произошло и в 2009 году, когда городское руководство помпезно заявило о реформе ЖКХ, но никаких изменений к лучшему горожане не увидели. Когда в 2011 году произошло очередное повышение составляющих тарифа, вопрос реформирования стал наиболее остро. Услуги стали дороже, но обслуживание домов так и осталось на низком уровне.
Именно тогда со своим видением реформы ЖКХ выступила депутат Запорожского горсовета Елена Бондаренко. Депутат сделала акцент не на точечном, а комплексном реформировании. Она свела свою концепцию к двум основным направлениям – оптимизации внутренних расходов и соответствию цены услуг их качеству. Бондаренко во время презентации концепции отмечала: «Cегодня мы обсуждаем только организационные аспекты, но даже это позволит сэкономить городу порядка 40 млн. грн. в год. Для сравнения … на ремонт крыш израсходовано около 7 миллионов гривен».
Выслушав и проанализировав все аспекты концепции, мэр Александр Син согласился с Бондаренко по поводу необходимости изменений в сфере ЖКХ. По его словам, эта концепция позволила бы снизить себестоимость услуг: «Проект Бондаренко позволит объединить дублирующие функции «Водоканала», «Теплосетей», абонентских служб ПРЭЖо. Очевидно, что объединив службы, мы получим экономический эффект. Давайте не забывать о существовании дублирования юридических служб КП, экономических, инженерных».
Также проект поддержал и секретарь горсовета Андрей Иванов: «Наша задача реформировать систему управления. Мы выйдем на формулу, когда потребитель увидит услугу, проверит и только потом заплатит за нее».
О том, что система ЖКХ в Запорожье устарела и является неэффективной, тогда говорил и Сергей Фомич – директор Концерна «Городские тепловые сети»:
«Мы уже 20 лет говорим только о необходимости реформ – и при этом ничего не происходит! Сейчас нужно начинать проводить такую реформу в любом виде! А уже по ходу реализации вносить коррективы, что-то менять при необходимости. Крайне важно сейчас, по моему мнению, написать проекты новых договоров между всеми участниками сферы ЖКХ для новой модели взаимоотношений. Тогда будет хорошо видна суть реформирования: новые права, обязанности, полномочия».
Заммэра Валерий Эделев отмечал, что, если не начать реформирование, жилищно-коммунальное хозяйство города разрушится:
«Хватит говорить – пора приступать к действиям. Потому что сегодня не приступить к реформированию ЖКХ – это вопрос жизни и смерти всего жилого фонда, который находится на последнем издыхании».
Таким образом, реформа, инициированная Еленой Бондаренко, была поддержана единогласно не только первыми лицами города, но и большинством депутатов всех фракций, общественностью и сотрудниками коммунальных предприятий. Одобрило реформу и правительство в лице министра ЖКХ Анатолия Близнюка. И уже в начале 2012 года город активно начал воплощать задуманное.
В первую очередь, был проведен аудит коммунальных предприятий, чтобы появилась возможность оптимизировать внутренние расходы, при этом не увеличить тариф, но повысить качество услуг. Первым значимым результатом этой работы стало решение об объединении всех ПРЭЖО в одно коммунальное предприятие – «Основание», что позволило оптимизировать расходы и получить централизованный контроль над всем жилищно-коммунальным комплексом.
Вторым этапом стало создание на КП «Основание» единого колл-центра. Служба 15-80 позволила систематизировать проблемы комплекса ЖКХ и наладить диалог с запорожцами.
В результате первых шагов реформирования, высвободилась часть внутренних ресурсов. Благодаря этому стала возможной установка детских и спортивных площадок. Так, на протяжении двух лет в рамках реформы ЖКХ депутаты горсовета открыли больше 200 площадок.
Все это стало лишь сотой долей задуманного в рамках оптимизации расходов, и тысячной - в реформировании ЖКХ, которое предполагало комплексный подход и пошаговую модернизацию всей системы жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на явные плюсы реформы, в то же время в городе шла активная информационная кампания против нововведений.
О сопротивлении реформе заявлял депутат горсовета Геннадий Рекалов: «Реформа сохранит контроль над ЖКХ в руках городских властей. Потому, то сопротивление, которое мы встречаем, что пишут на страницах газеты, вещают на радио и телевидении, говорит о том, что мы затронули чьи-то интересы».
В частности, запорожский бизнесмен Юрий Комиссаров, которому принадлежит предприятие «Запорожсвязьсервис» («ЗСС»), прямо заявил, что ведет открытую войну с запорожскими городскими властями. По его словам, только в 2013 году он потратил на эту борьбу 1,5 млн. гривен.
«Руководство фирмы пытается удержать монопольное положение и для этого идет на открытые провокации… Руководитель ЗАО «Запорожсвязьсервис» Юрий Комиссаров открыто заявил, что ведет войну с городскими властями», - отмечал в 2013 году секретарь горсовета Роман Таран.
Началась эта борьба тогда, когда в рамках оптимизации расходов в сфере ЖКХ, специалисты выявили, что вознаграждение для компании «ЗСС», занимающейся приемом коммунальных платежей от населения, значительно превышает рыночную стоимость. Городские власти почти год вели с Комиссаровым переговоры по поводу приведения тарифов в соответствие экономическим реалиям, но тщетно. Зато со стороны «ЗСС» последовали противодействия. Компания стала блокировать реестры оплат для предприятий, а позднее и вовсе отказался отдавать принадлежащую городу базу абонентов.
Тогда в июне 2013 года депутаты горсовета единогласно приняли обращение в правоохранительные органы с целью разобраться в правомерности действий Комиссарова.
В тоже время, чтобы не допустить срыва оплаты населением комуслуг, в экстренном порядке город создал свою базу данных и привлек компанию МКС, которая предоставила программный продукт, позволяющий вести учет коммунальных платежей горожан.
Уход от «ЗСС» пошел Запорожью только на пользу: город стал платить за услуги в два раза меньше, что позволило экономить до 5 миллионов гривен в год.
Юрий Комиссаров, лишившись возможности «доить» запорожцев, продолжает войну с городскими властями до сих пор. Претензии Комиссарова за потерю части рынка, а как следствие, и доходов, свелись к инициатору реформы ЖКХ Елене Бондаренко. Сегодня предприниматель активно пытается вернуть себе потерянную год назад монополию, в том числе, при помощи директора департамента ЖКХ Валерия Безлепкина.
Как обстоят дела с реформой сейчас? Все процессы, связанные с реформированием отрасли ЖКХ, остановлены. Реформа не успела толком набрать обороты и все, что было сделано, лишь малая толика запланированного. Остановка реформы не самым лучшим образом отразилась на работе коммунальных предприятий, которые снова начинают погрязать в долгах.
Оставить комментарий: